Антирейдерский Закон № 1666-VIII, вступивший в силу 2 ноября, закроет рейдерские схемы, которые реализовывались через госрегистраторов еще с конца 90-х годов, и нотариусами - сейчас. Так заявил заместитель Министра юстиции по вопросам государственной регистрации Павел Мороз во время ІІ Форума по конкурсному праву Ассоциации юристов Украины.
В своем докладе на тему «Регистрация права собственности на проблемные активы vs Рейдерство» П. Мороз рассказал о субъектах регистрации, их полномочиях и обжаловании незаконных регистрационных действий в Минюсте.
П. Мороз сразу отметил, что схемы, которые реализуются через суды (имеется в виду действительное судебное решение), законом закрыть нельзя. Единственный путь - это замена судейского корпуса, которая как раз стартовала. Вместе с тем, благодаря Закону № 1666-VIII невозможно будет провести регистрационные действия относительно бизнеса или недвижимости на основании поддельного решения суда. Согласно Закону и изменениям, внесенным в порядок регистрации, госрегистратор обязан убедиться, что предъявленное ему решение суда содержится в ЕГРСР, или же обратиться в суд, чтобы выяснить, выносилось ли такое решение.
Еще одной важной превентивной мерой является введение уголовной ответственности регистратора, нотариуса, заказчика и бенефициара рейдерской схемы - за незаконные действия им грозит заключение сроком до 10 лет.
Кроме того, П. Мороз обратил внимание на результативность работы Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации при Минюсте. Комиссия была создана после запуска в конце 2015 года реформы по децентрализации регистрации и рассматривает жалобы, в основном, на рейдеров. Естественно, что последние были недовольны ее работой и пытались дискредитировать этот орган, отметил чиновник. Тем не менее, по его словам, Комиссия оказалась эффективным инструментом борьбы с рейдерством, так как рассматривает жалобы и принимает решение в течение 30 календарных дней (в то время как решения суда следует ждать в лучшем случае полгода). В частности, Комиссия удовлетворила много жалоб на случаи, когда с помощью нотариусов через ипотечную оговорку отбирали имущество у добросовестных должников. Таким нотариусам аннулировали доступ к реестру.
П. Мороз пояснил, что Комиссия - не суд, и рассматривает жалобы именно на действия регистратора, у нее нет полномочий на выяснение обстоятельств дела. Комиссия действует как госрегистратор - рассматривает пакет документов, поданный для регистрации, и удовлетворяет жалобу, если из них следует, что в регистрационном действии следует отказать. Комиссия не рассматривает жалобу, если действие формально правомерно, так как проведено на основании реального решения суда. То же касается и запрета на осуществление действий - это является видом обеспечения иска, поэтому только суд может снять этот запрет.
Еще один интересный момент, о котором стоит помнить собственникам, - это отмена незаконных регистрационных действий самим субъектом через «исправление ошибки». Так, был случай рейдерского захвата предприятия (оформление права собственности, замена директора) для присвоения НДС. Регистратор заявил о краже ключа и исправил ошибку. В Комиссию были обжалованы оба действия, ведь исправление ошибки также явлеется незаконным регистрационным действием. П. Мороз пояснил, что следует отменять оба регистрационные действия - или через суд, или через Комиссию.
Возвращаясь к антирейдерскому Закону, П. Мороз отметил, что уже действуют соответствующие постановления Кабмина - по изменениям в регистрации бизнеса и недвижимости. В ближайшее время будут приняты еще несколько имплементационных актов. По словам П. Мороза, Закон должен нормально заработать уже в декабре.
Отметим, что работу Комиссии и Министерства в целом позитивно оценивают и юристы. Так, партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Боярчуков указал на эффективность работы Комиссии при рассмотрении их жалоб. Также он похвалил Министерство за то, что оно «признало преждевременность реформ и исправило ситуацию». Но тут его поправил П. Мороз, заявивший, что ошибка в реформе, которая была исправлена, - это экстерриториальность регистрационных действий (например, были случаи, когда луганский нотариус регистрировал имущество во Львовской области). Сейчас этот принцип сузили до пределов области. В целом же антирейдерский Закон закрывает схемы 2000-х годов.